Гарантийный фонд

Гарантийный фонд:
0 UZS 0 USD

«Узбекистан готов к сотрудничеству со всеми странами» С. Сафаев

Узбекистан пригласил иностранных инвесторов к расширению сотрудничества и открытому обсуждению проблем, влияющих на инвестиционный климат.

Международная конференция, посвященная новым социально-экономическим реформам в Узбекистане, прошла в Ташкенте 16 декабря с участием представителей зарубежных посольств. Ее организаторами выступили Торгово-промышленная палата, Министерство иностранных дел и недавно образованный Комитет Сената Олий Мажлиса по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма.

Первый заместитель председателя Сената Садык Сафаев в своей приветственной речи рассказал об обновленном подходе Узбекистана к привлечению в страну иностранных инвестиций.

«Я рад поделиться видением правительства Узбекистана, которое было сформулировано в инаугурационной речи Президента Шавката Мирзиёева, по вопросам дальнейшего экономического развития страны, возможностей международного сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций и современных технологий. Суть нового подхода можно обозначить следующим образом: устойчивое развитие и построение свободного демократического Узбекистана, где главной ценностью является человек, его интересы и нужды», — сказал сенатор.
В новом плане реформ выделено шесть приоритетных направлений:

    Ускорение политических, экономических и социальных реформ. Цель — построение светской демократии, основанной на социально-ориентированной рыночной экономике.
    Осуществление комплекса мер по предотвращению международного терроризма, религиозного экстремизма, организованной преступности с целью сохранения мира и избежания разногласий в обществе. «Мы хорошо понимаем, что эта цель должна быть достигнута не за счет свертывания демократии, ограничений прав и свобод, а наоборот, за счет большей глобализации, обеспечения большей экономической свободы и развитие гражданского общества.
    Создание справедливого демократического общества, совершенствование системы государственного управления, борьба с коррупцией и придание большей открытости в деятельности всех органов государственной власти, сокращение вмешательства государства в экономическую жизнь.
    Дальнейшая либерализация экономики, приватизация, ограничение роли государства в экономических процессах до макроэкономических программ, новая фискальная и монетарная политика, структурные реформы.
    Увеличение реального дохода населения в ближайшие пять лет. Следование парадигме ООН о человечном развитии: «не столь важно достижение цифровых показателей в ВВП, производительности труда, сколько обеспечение реального роста благосостояния народа, доступ людей к здравоохранению, образованию, социальной помощи, организация содействия уязвимым слоям населения, их безопасности, охрана материнства и детства.
    Быть ближе к народу, создание прямого диалога между населением и правительственными органами, осуществление принципа субсидиарности — за счет децентрализации, делегирования большей части государственных услуг низовым органам. Реальное разделение ветвей власти на местах — главой местного кенгаша и руководителем исполнительного органа не будет одно и то же лицо.

Садык Сафаев сообщил о планах по увеличению доли промышленности в ВВП. Сейчас она составляет 34%, к 2030 году эта цифра должна увеличиться до 40%. Для развития этого сектора обозначены восемь главных направлений: химическая, текстильная, фармацевтическая промышленность, строительные материалы, цветные и редкие металлы, добыча и переработка углеводородного сырья, переработка плодоовощной продукции, а также переработка кожи.

«В ближайшие пять лет на реализацию инвестиционных программ в этих сферах будет направлено 40 млрд долларов, — заявил Садык Сафаев. — Предполагается осуществление 657 проектов. Только в следующем году начнется реализация 400 проектов с инвестициями порядка 20 млрд долларов. Это амбициозная программа, но она подкреплена реальным видением и реальными финансовыми возможностями».

    «Мы понимаем, что инвестиционный климат в Узбекистане требует улучшения, в связи с этим мы приглашаем иностранные компании и бизнесменов к дискуссии, чтобы обсудить возможности сотрудничества в вышеупомянутых сферах, а также услышать предложения для создания дорожной карты по совершенствованию инвестиционного климата в Узбекистане», — подчеркнул сенатор.

«Доля сельского хозяйства в ВВП республики снижается, — продолжил он. — Сегодня меньше 30% посевных площадей отведены под хлопок, и каждый год идет снижение этого показателя. За счет этого повышается доля тех видов сельскохозяйственной продукции, которые более прибыльны для фермеров. Сегодня в Узбекистане производится 19 миллионов тонн овощей и фруктов, к 2021 году планируется довести эту цифру до 26 миллионов тонн, что позволит увеличить экспорт плодоовощной продукции в два раза. Мы также намерены увеличить процент переработанной продукции с 17 до 30%».

Важной сферой продолжает оставаться текстильная промышленность. «Это одно из преимуществ Узбекистана, и это направление также будет одним из важнейших. Предполагается до 85% произведенного хлопка-сырца перерабатывать в Узбекистане, за счет этого увеличить в три раза объем готовой продукции».

Первый заместитель председателя Сената коснулся и темы развития транспортных коммуникаций. По его словм, со многими странами Юго-Восточной Азии и Персидского залива у Узбекистана нет прямых транспортных маршрутов и в связи с этим развитие коридоров — железнодорожное, автомобильное и в определенном плане авиасообщение — входит в стратегические планы страны, включая создание железнодорожных путей между регионами республики.

Садык Сафаев отметил, что на данный момент лишь 25% всех инвестиций приходится на развитие частого предпринимательства и малого и среднего бизнеса, что очень мало. Было предложено сформировать такие инвестиционно-правовые условия, чтобы деньги шли в малый и средний бизнес для реального роста экономики и создания новых рабочих мест.

«Мы понимаем, что очень важной является роль парламента, поэтому в плане развития парламентского сотрудничества и диалога с зарубежными партнерами мы видим много нереализованных возможностей, это касается и парламентских контактов с нашими соседями в регионе. Это не просто обмен опытом и дружескими визитами. Это реальные контакты между регионами, нацеленные на гармонизацию отношений, совместное создание условий для взаимовыгодного сотрудничества».

    «Узбекистан готов к широкому международному сотрудничеству со всеми странами. Для нас главным приоритетом будет и развитие политического диалога, и сотрудничество в гуманитарной, культурной, образовательной сферах», — сказал Садык Сафаев.

Первый зампредседателя Сената призвал дипломатов принять участие в «осмыслении путей дальнейшего улучшения инвестиционного климата в Республике Узбекистан». В ходе дискуссии были озвучены ряд предложений и отмечены существующие барьеры и недостатки.

Глава Делегации Европейского союза в Узбекистане Эдуард Стипрайс озвучил ряд проблем, с которыми сталкиваются инвесторы.

    Первая проблема, возможно, не так сильно ощущается в Ташкенте, сколько в регионах. Это вопрос энергетического обеспечения, в особенности если речь идет о предприятии. «Если не будет надежной подачи энергии, ни один инвестор не будет запускать завод», — отметил Стипрайс.

Второй вопрос — людские ресурсы и рабочая сила, которых в Узбекистане, казалось бы, достаточно. Однако, по мнению посла ЕС, стоит уделить внимание вопросу знаний и навыков работы с современными технологиями. «Времена, когда все можно было собрать и починить с помощью отвертки — в прошлом. Сейчас больше нужны знания информационных технологий. Остро стоит вопрос подготовки кадров. Есть несоответствие предложения и потребности», — сказал Эдуард Стипрайс, добавив, что этот вопрос в своих выступлениях поднимал и Президент Шавкат Мирзиёев.

Глава Делегации ЕС также затронул вопрос судебной власти. «Судьи должны быть способны рассматривать сложные экономические и финансовые дела, иметь соответствующую подготовку».

Ассистент посольства Швейцарии по вопросам торговли и экономического сотрудничества Абдурашид Абдукаримов выступил с предложением создать мобильное приложение, призванное помочь в борьбе с коррупцией. «Мое первое предложение, которое должно помочь в борьбе с коррупцией — создание мобильного приложения, с помощью которого любой предприниматель смог бы оповестить соответствующие органы о факте коррупции. Это должно помочь на порядок снизить количество правонарушений».

Другая проблема, по словам представителя посольства Швейцарии, связана с электронным документооборотом, которую следует решить Государственному таможенному комитету. «Во всем мире уже давно перешли на электронную систему документооборота. Например, в Швейцарии уже долгое время выдают декларации, сертификаты соответствия и происхождения в электронном формате. Мы не можем поставлять новейшее оборудование и технологии в Узбекистан, если от нас будут требовать бумажный вариант документа, которого у нас попросту нет — все в интернете».

По существующему законодательству диппредставительство для контакта с государственными органами должно обращаться в МИД. Ассистент посольства Швейцарии предложил облегчить этот процесс. «Было бы хорошо предусмотреть некоторые упрощения, чтобы напрямую связываться с государственными ведомствами для решения оперативных вопросов в бизнесе, торговле и других сферах».

«На сегодняшний день имеется большой нереализованный потенциал между нашими странами», — сказал посол Казахстана Ерик Утембаев. «Товарооборот между нашими государствами составляет 1,7 млрд долларов, и во время встречи глав государств была достигнута договоренность в ближайшее время увеличить этот показатель до 5 млрд долларов. Это большая, но реальная цифра».

    Посол также рассказал о возможном создании совместной экономической зоны: «Недавно проводили круглый стол, где обсуждали возможность создания совместной экономической зоны… Мы — братские страны, имеем схожие экономики, большую границу более 2500 км, и поэтому тот потенциал, который существует, мы хотели бы реализовать. Одной из важных форм коллаборации мы считаем форму регионального сотрудничества. Четыре региона Казахстана граничат с Узбекистаном — это Южно-Казахстанская, Кызылординская, Актюбинская и Мангистауская области».

«На данный момент мы работаем над проектом под названием „Форум регионального сотрудничества“. Работая вместе над крупными инвестиционными проектами, Узбекистан и Казахстан могли бы выходить на рынки других стран», — подчеркнул дипломат.

Посол Малайзии в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане Дато' Нор’Аини бинти Абд. Хамид назвала очень перспективной инициативу проведения такого форума. «Узбекистан — страна с большим потенциалом в сельскохозяйственном, туристическом секторе, в сфере образования. Это хорошая возможность для Малайзии и других стран-инвесторов узнать о том, что мы можем принести в эту страну, в какую область инвестировать. Думаю, Узбекистан вступает в новую эру, и для иностранных инвесторов это хорошая возможность воспользоваться потенциалом республики, создав совместные предприятия для взаимовыгодного сотрудничеств и расширения своей деятельности».

Садык Сафаев, выразив признательность участникам форума, предложил проводить такого рода встречи на постоянной основе, по крайней мере, ежемесячно.